Улица Генерала Петрова
Уважаемые жители! Просим вас принять участие в обсуждении предлагаемого названия улицы.
Предложения по наименованию упомянутых проездов см. в решении СД от 20.02.2014 № 3/5
Также можете направлять предложения по названию указанных проездов, площадей на эл.почту администрации МО Северный (sevmun@mail.ru), с обязательным указанием автора предложения, контактов и обоснования предлагаемого названия. В название письма указывать «Предложение по названию проезда, площади.
Генерал-лейтенант авиации Петров Иван Федорович (1897-1994)
Петров И.Ф. родился 24 сентября 1897 г. в д. Щипцово рядом с Ярославлем. В 1916 г. призван в армию (моряк-подводник Балтийского флота), в 1917 г. участвовал в разоружении юнкеров в Зимнем Дворце и охране членов Временного правительства при отправке в Петропавловскую крепость. С 1918 г. – доброволец Двинского речного флота; по окончании школы морских летчиков Иван Федорович Петров направляется на Южный фронт и с тех пор уже неразрывно связан с авиацией.
В 1925 г. И.Ф.Петров поступает в Военно-воздушную Академию им. Н.Е.Жуковского, сочетая учебу с научной работой в НИИ ВВС РККА. С декабря 1929 г. И.Ф.Петров начал работать инженером-летчиком отдела истребителей. Иван Федорович испытал более 130 летательных аппаратов и, по признанию специалистов (например, летчика-испытателя, Героя Советского Союза А.В.Белякова), был лучшим в мире летчиком-испытателем. В довоенные годы, когда первых Героев (лётчиков и полярников) знала буквально вся страна (включая вышеупомянутого А.Белякова из «дважды рекордного» чкаловского эпипажа), И.Ф.Петров был начальником Полярной авиации Севморпути.
И.Ф.Петров за время действия советско-германского пакта о ненападении и торгово-экономического соглашения (1939-1941 гг.) в соответствующих делегациях посетил 219 авиационных точек и множество заводов Германии. Вопреки возражениям наркома авиации А.И.Шахурина, доказывал военно-политическому руководству страны наличие трехкратного запаса производительности у немецких авиазаводов, что позволило оперативно принять ответные меры. Одновременно с 10 июня 1940 года И.Ф.Петров назначен начальником ЦАГИ (Центрального аэро-гидродинамического института) — первого в мире научно-исследовательского авиационного института, что совпало и с переездом ЦАГИ из Москвы в г.Стаханов (ныне г.Жуковский). Не только переезд разделил историю института на «допетровские» и «послепетровские времена»: так, И.Ф.Петрова привел в ужас тот факт, что проектировщики самолетов, как правило, не умели и не стремились ими управлять – и по его приказу лётная практика стала обязательной. Иван Федорович глубоко проникся идеей политехнического ВУЗа нового типа (которую с 1938 г. продвигал его зам. по науке — академик С.А.Христианович), и сам обращался с ней к руководству страны, однако реализовать ее до войны не удалось.
В начале июля 1941 года И.Ф.Петров получил новые назначения – заместителя командующего и члена Военного Совета ВВС Красной армии. Во время Великой Отечественной войны И.Ф.Петров был командующим авиагруппой резерва Главного командования и прославился умелыми действиями в Битве под Москвой (в районе Рогачева – Яхромы – Дмитрова) и в Брянском направлении. С июня 1942 г. стал начальником НИИ ГВФ (гражданского воздушного флота), с 1947 г. – начальником ЛИИ (Летно-испытательного института, г.Жуковский).
В 1951 г., когда наполовину загубленную (путём прикрепления к МГУ в качестве спецфакультета) идею создания самостоятельного ВУЗа нового типа «для подготовки высококвалифицированных кадров в области науки и авиации» попытались «закрыть» окончательно, И.Ф.Петров добился воссоздания бывшего ФТФ МГУ в качестве нового института (МФТИ) и стал его первым директором (ректором). Именно под его началом для студентов МФТИ была организована лётная практика – на полевом аэродроме в районе «дачи Ворошилова» (Челобитьевское шоссе).
Предлагаемое наименование «ул. Генерала Петрова» обосновано ходатайством администрации г.Долгопрудного (И.Ф.Петров являлся почетным гражданином города), примыканием улицы к указанному Челобитьевскому шоссе в районе выезда к «даче Ворошилова» (без нарушения существующей адресации домов по шоссе), а также её расположением напротив дачного поселка в Лианозово, в котором уже увековечены имена многих соратников И.Ф.Петрова (летчиков и полярников). При реконструкции МКАД (1998 г.) одна из улиц поселка (ул. Молокова) прошла над кольцевой дорогой до Лианозовского кладбища и теперь непосредственно соседствует с 1м м/р р-на Северный.
(по материалам Н.Иванова, доцента МФТИ (2002), интернет-библиотека г.Долгопрудного)