О воинской обязанности и воинской службе
Основным актом, регулирующим порядок прохождения воинской службы является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон).
Согласно ст. 1 Закона воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со ст. 4 Закона руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
- оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Согласно ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- проходящих военную службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
За совершение администартивных правонарушений в области воинского учета установлена административная ответственность, предусмотренная ст.ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
Ведение воинского учета определяется Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
В соответствии с подп. «а», п. 32 раздела 3 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение) работники, осуществляющие воинский учет в организациях направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Характерными нарушениями законодательства в организациях в части воинского учета является несообщение в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Межрайонной прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки соблюдения законодательства о воинской обязанности и воинской службе.
Проверки, как правило, проводятся в военном комиссариате, районных отделах ОМВД России, образовательных учреждениях и организациях различных форм собственности.
Так, за истекший период 2015 года межрайонной прокуратурой выявлено 23 нарушения закона, по результатам проверок внесено 14 представлений об устрани нарушений закона.
С коллективами организаций, в образовательных учреждениях проводятся лекции по исполнению обязанности по воинской обязанности, так за истекший период межрайонной прокуратурой прочитано 4 лекции.