Межрайонной прокуратурой проведены 4 проверки в сфере соблюдения законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних, противодействии распространению криминальной субкультуры среди молодежи, вовлечению их в деструктивные движения
По результатам проверок прокурором внесено 2 представления об устранении нарушений законодательства об образовании и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию директорам ЧОУ «Лицей Надежда», ЧОУ «Лотос», по результатам рассмотрения которых 2 виновных лица привлечены к ответственности, 2 представления об устранении нарушений законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних начальникам ОМВД России по району Отрадное г. Москвы, ОМВД России по району Северный г. Москвы, рассмотрение которых контролируется, также принесено 4 протеста на незаконные локальные акты образовательных организаций: Положение о постановке на внутришкольный учет и снятии обучающихся и семей с внутришкольного учета ГБОУ «Школа № 962»,Положение о Совете профилактике правонарушений ГБОУ «Школа № 962», Положение о постановке на внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении ГБОУ «Школа № 1554»,Положение о Совете профилактике правонарушений ГБОУ «Школа № 1554», рассмотрение которых контролируется.
Так при проверке организации защиты детей от противоправного контента в образовательной среде установлено, что ЧОУ «Лотос» и ЧОУ «Лицей Надежда» заключены договоры на установку и техническое обслуживание соответствующих программ, однако данные программы имели сбои в работе либо были отключены, в связи с чем обеспечивался свободный доступ учащихся к сайтам, содержащим информацию об антиобщественных действиях.
По результатам изучения Положения о постановке на внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении ГБОУ «Школа № 1554», утвержденное 26.09.2017 директором ГБОУ «Школа № 1554» О.Н. Тертухиной установлено, что данный локальный акт издан без учета требований ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних», в том числе предусмотренных письмом Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций».
В разделе II Положения задачи профилактической работы закреплены не в полном объеме. Кроме того, Положение не содержит примерного перечня оснований снятия с внутришкольного учета, не конкретизирована форма принимаемого решения о постановке на учет и о снятии с учета.
В ходе проверки эффективности деятельности ОМВД районов установлено, что в большинстве случаев причиной совершения правонарушений несовершеннолетними является несвоевременное выявление органами внутренних дел подростков, в отношении которых требуется проведение профилактической работы, а также родителей, отрицательно влияющих на своих детей или не принимающих мер по защите их прав и интересов. Уполномоченными органами в полной мере не организована работа по выявлению групп криминальной направленности, несовершеннолетних, состоящих в таких группах, в том числе в сети «Интернет».
В ходе изучения учетно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с антиобщественным поведением выявлены недостатки их ведения. Составляемые сотрудниками полиции планы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними формальны, стереотипны (из квартала в квартал планируются одни и те же мероприятия, не нацеленные на исправление и перевоспитание подучётного), справки и рапорта о выполнении планов идентичны, меняется только дата их составления. Проводимые мероприятия не дают положительных результатов.
В соответствии с конкретными пунктами мероприятий, предусмотренных Планами работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, Планами работы по профилактике негативных проявлений обучающихся на 2019 – 2020 учебный год, которые утверждены директорами образовательных организаций района соисполнителями является инспекторы ОДН ОМВД района. Однако сведения об исполнении некоторых мероприятий Планов на момент проверки отсутствуют.
Помощник прокурора Ю.М. Милосердова